Добро пожаловать

WalYou — библиотека рассказов и рецензий

Читать онлайн рецензию на книгу одиночество в сети. Януш Вишневский

Одиночество в сети

Был обычный вечер: не жаркий и не холодный. Я снова думал над тем, за какую книгу взяться сегодня, и мой выбор остановился на творении некого Януша Вишневского. О самом авторе мне не доводилось слышать, зато часто доносились отголоски книги «Одиночество в сети». Обрывки звучали всюду, но никакой конкретики. Мне захотелось внести ясности. Какая же это была ошибка! Нужно было сначала открыть википедию, где в самом начале упоминается, что автор написал роман в тяжелый период жизни и сам отзывался о нем так: «Мне просто было грустно… Я решил, что написать такую историю обойдется дешевле, чем обращаться к психотерапевту». Друзья, вам будет дешевле просто не браться за сие творение, но обо всем по порядку.

Читать онлайн рецензию на книгу одиночество в сети

Итак «Одиночество в сети». Погнали.

1. Стиль и диалоги
Дно. При чтении в моей голове звучали три разных голоса. Станиславский кричал: «Не верю!», Трамп: «Вы уволены!», и какой-то гопник: «Братан, епта, забей. Закрой эту [вырезано цензурой]», но, невзирая на них, я переворачивал страницу за страницей и дошел до конца, где у меня появилось странное ощущение. Я будто прочитал длинную переписку порноактеров, которые пытались цитировать советскую энциклопедию и быть милыми. Пошлые разговоры резко переходили в беседы о высоких материях, постепенно превращаясь в бессмысленный набор букв. Реплики слишком длинные, и если это простительно в случаях с перепиской, то во всех других — нет. Люди так не разговаривают.

2. Тупые слова.
В романе постоянно встречаются фразы, использованные не к месту. К ним постепенно привыкаешь. Чего нельзя сказать о транслите английских слов на русский язык. С этим тоже можно было бы смириться, если бы они были к месту. Увы, нет, они используются в самых неподходящих местах. «Как Вы относитесь к контаминации русского языка иноязычными словами?» — ничего подобного вы не увидите. Зато встретите океан из секси, кул и кик. Слова вроде «адвокатесса», кстати, тоже привычное явление.

3. Ненастоящие эмоции.
Искренне переживаешь за героев тогда, когда пытаешься мысленно перенести себя в ту же ситуации, где находится протагонист. Тогда начинаешь разделять его грусть, радоваться успехам и к чему-то стремиться. Здесь, увы, интересных ситуаций не будет. Автор решил выбрать другую методику передачи чувств. Вам их буквально внушают. «Вы засыпаете. Медленно погружаетесь в сон. Ваши веки смыкаются, и вы спите. Засыпайте. Вы спите» — много раз мы слышали подобное в старых фильмах, во время сцен с гипнозом. Роман преподносит нам нечто подобное. Если Вишневский хочет показать, что главный герой расстроен, то в ближайшем абзаце с десяток раз повториться слово «грусть» и еще столько же раз вы увидите синонимы этого слова в следующем абзаце

4. Книга ли «Одиночество в сети»?
Нет, не книга. Это подборка клише, переделанных цитат и «воды».
В главных ролях:
а) Замужняя женщина скучает в браке и ищет любовника
б) Главный герой – умный, богатый мужчина, который не может найти Свою женщину.
в) Картонные статисты
Что должны делать главные герои польского романа, если в жизни наступила «черная полоса»? Сапковский и Лем предлагают море интересных вариантов, но кому они нафиг нужны? У нас же есть Вишневский, в книге которого главные герои тупо идут бухать. Почему нет? Тысячи американцев не могут ошибаться. Кстати, теперь мне стало более понятно, откуда берутся такие стереотипы… Напомню, перед нами Бестселлер! Автор не брезгует использовать откровенный секонд хенд, который еще век назад перестал быть интересным, например, цитаты Раневской в духе: «Лучше поварского дела может быть только джаз и хороший, долгий секс». Не прошел автор и мимо заезженных размышлений по поводу Бетховена и гипотетического аборта.

5. Сюжет.
Звучит, как шутка, но все же он есть, хоть и занимает от силы 30 страниц, при общем объеме более 400. Не слишком обнадеживающие цифры, правда? Большую часть романа занимают бессмысленные истории, которые не имеют отношения к основной истории, ни на что не влияют и попросту не нужны, если не считать их главную пользу — они прибавляют объем. Благодаря неинтересным историям, о неважных событиях, и картонных людях, вышел не рассказ «Одиночество в сети», а роман, где едва проглядывается тонкая полоска, являющаяся пародией на сюжет.

6. Абсолюты. Стереотипы. Ложные стандарты.
Нас постоянно пытаются убедить, что хорошие люди хороши во всем: образованные, богатые, красивые, пьют хорошее вино, а плохие – это 100% биомусор: поголовные извращенцы, эксгибиционисты, идиоты и подлецы. Никак иначе. Постоянное противопоставление главных героев остальному миру: «Интересно, это я мутант или они?». Герои идеализируются настолько, что становится неприятно. Протагонисты – чистейшее добро, а все остальные – абсолютное зло. Исключительно белое и черное. Абсолюты уместны только в одном случае, но, к сожалению, Вишневский не ситх… как и не писатель.

7. Тупые и пошлые шутки.
Иногда автор пытается шутить (здесь просто нельзя обойтись без очередного глубокомысленного многоточия)… Человек без чувства юмора и роман, с какими-то странными замашками на нуар, что получится в итоге? Правильно, ничего хорошего. Я просто приведу самую удачную из тысячи идиотских шуток: «Я нарушила две заповеди: шесть и девять. Шестьдесят девять»

8. Религия.
Кстати, о шестьдесят девять. Даже думать о таком — это уже порок, но разве способен человек совладать с такими низменными, но одновременно возвышенными чувствами? Грех пронзает бытие. Грех живет среди нас, но мы боремся, хотя стоило бы принять грех и растворится в нем. Нечто подобное встречается на протяжении всей книги. Не пройдет и пяти страниц, чтобы на нем не встретилось слово грех. Зачем столько религиозных насаждений в порно? Понятия не имею. Может автор решил наставлять на путь истинный заблудшие души?

9. Грубо. Чрезмерно грубо.
Слово грех раз в пять страниц — это разминка перед подъемом на вершину маразма. Лично я не понимаю, как человек, который столько пишет о религии, умудряется описывать некоторые моменты настолько отталкивающе, что временами становится по-настоящему мерзко читать дальше.

10. Просто придирка.
Книга была написана в 2001 году, а в 2015 году ее воспринимать сложно. В романе описывается время, когда об ICQ никто не слышал, и его эпоха еще не наступила, забавно, но сейчас найдется много людей, которые тоже никогда не слышали об аське, но уже по другим причинам — ее эпоха давно прошла.

Вердикт: за всю жизнь я читал всего одну книгу, которая была хуже, чем «Одиночество в сети». Хотя, стоит заметить, творение Вишневского не попало на первое место лишь потому, что его занимает сборник рассказов, где плохи были все авторы, а не один.

 

рецензия

Алексей Орлов • 29.08.2015


Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Оставь свой след в истории. Твое мнение ценно!